Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Автомобильный транспорт, 22 ноября 2014 г.

ОСГОП: полет нормальный

Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) рассказывает начальник управления страхования транспортных операторов ОСЛО «Ингосстрах» Алексей Назин. В 2013 году вступил в силу [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Аэрокосмический курьер, 26 июня 2000 г.

Рынок космического страхования в России — состояние и тенденции развития
1832 просмотра

Страхование космических услуг за последнее десятилетие второй год подряд является убыточным. Страховой мировой рынок еще подводит его итоги, но уже можно с большой долей вероятности предположить, что сумма заявленных убытков хотя и меньше, чем в 1998 г. (пока самого неудачного за всю историю данного вида деятельности), но, тем не менее, составит около миллиарда ам. долл.

Российский рынок страхования рисков космической деятельности довольно молод — ему 10 лет, но, несмотря на свой возраст, он быстро приобрел характерные черты мирового рынка. Не были исключением и результаты его работы за прошедший год (см. табл.).
Основными видами страхования было имущественное страхование РКН (ракета космического назначения) различного типа на этапах предстартовой подготовки и запуска и инфраструктуры космодромов, а также страхование гражданской ответственности за нанесение ущерба в результате космической деятельности третьим лицам. Общая сумма страховых премий за 1999 г. составила примерно 490 млн руб. Долевое соотношение страховых премий по указанным видам представлено на диаграмме № 1.
Прошедший год оказался результативным в вопросах урегулирования заявленных убытков между страхователями и страховщиками. Так, наконец, разрешился спор, тянувшийся более двух лет между Государственным предприятием «Космическая связь» и страховой компанией «Энергогарант» по вопросу выплаты возмещения в размере 4,1 3 млн ам. долл. за потерю работоспособности двух из пяти ретрансляторов в процессе летной эксплуатации КА «Экспресс».
Страховой группой «Мегарусс» осуществлена беспрецедентная выплата страхового возмещения в полях падения в результате аварийного запуска РКН «Зенит» с двенадцатью КА «Глобалстар» республикам Алтай и Хакасия в размере 4,1 млн руб. ОСАО «Ингосстрах» приступило к выплате страхового возмещения Научно-производственному объединению прикладной механики им. академика М.Ф. Решетникова. К концу 1999 г. выплачено 6 млн руб. по страховому случаю, произошедшему при изготовлении КА «Сесат».
Наконец, самой крупной выплатой прошедшего года в Российской Федерации явилась выплата страховой группой «Мегарусс» страхового возмещения в размере 371,7 млн руб. (около 15 млн ам. долл ) по аварийному запуску РКН «Протон» с космическим аппаратом «Радуга» и разгонным блоком «Бриз».
Общая сумма заявленных убытков за год составила свыше 1 трлн руб., а сумма урегулированных убытков — около 490 млн руб. Их структура представлена на диаграмме № 2.
Как видно, отрицательный баланс полученных страховых премий и заявленных (в том числе частично оплаченных) убытков за прошедший год превысил 510 млн руб.

Характеризуя развитие рынка космического страхования в России за прошедший год, необходимо выделить следующие основные тенденции:
1. Признание впервые должностными лицами высшего ранга ракетно-космической отрасли отсутствия у государства финансовых ресурсов для компенсации возможных потерь при реализации космических программ и, как следствие, необходимости их экономической защиты. Президент Российской Федерации Путин В.В. при посещении космодрома Плесецк 14 декабря прошлого года подписал протокол совещания, в котором говорится: «... с целью обеспечения гарантированного возмещения ущерба участникам космической деятельности перед третьими лицами согласиться с предложениями Росавиакосмоса и Министерства обороны РФ о страховании ответственности за ущерб жизни, здоровью и имуществу третьих лиц и объектам наземной космической инфраструктуры». Принятию такого решения, видимо, «способствовали» аварийные запуски ракеты-носителя «Протон» в июле и октябре прошлого года и последующие за ними санкции со стороны Казахстана, выразившиеся в приостановлении запусков с космодрома «Байконур» и требовании компенсации за нанесенный ущерб.
Наконец осознано, что определение факта нанесения ущерба, оценка размеров и его возмещение в первую очередь должно быть прерогативой не только государства, но и страховых компаний.
Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Росавиакосмос не имеют специальных структурных подразделений, которые в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (от 29 марта 1972 г.), решали бы проблемы, возникающие в таких случаях. Видимо, в будущем целесообразно создать государственный орган, действующий на постоянной основе, с включением в его состав представителей МИД, Министерства обороны, Росавиакосмоса. Академии наук, Госкомприроды, Госэкологии, Ассоциации космических страховщиков с приданием ему соответствующего статуса. В какой-то степени прототипом такого органа можно считать Временную комиссию Совета Федерального собрания РФ по защите интересов субъектов РФ, юридических лиц и граждан от неблагоприятных последствий ракетно-космической деятельности, который рассматривает только некоторые аспекты этой проблемы и исключительно на территории РФ.
До создания такого государственного органа частично задачу определения факта нанесения ущерба, а также его оценку в результате ракетно-космической деятельности можно возложить на страховые компании. Тем более что привлечение профессионалов-андеррайтеров не только России, но и мирового рынка (запуски, как правило, перестраховываются на мировом страховом рынке) позволило бы вести с пострадавшей стороной более реалистичный диалог с исключением «политических составляющих». Не секрет, что иногда пострадавшая сторона предъявляет требования возмещения ущерба, не предусмотренного Конвенцией 1972 г. (например, экологического или морального). Использование авторитета международного страхового общества позволило бы разрешить эту проблему.
Подтверждает признание официальными органами необходимости страховой защиты реализуемых космических проектов и выход в свет приказов генерального директора Росавиакосмоса «О совершенствовании работ в области страхования космической деятельности» и «О порядке страхования рисков при пусках ракет-носителей с космическими аппаратами».
Вместе с тем, в целом законодательная база страхования рисков космической деятельности еще далека от совершенства. Закон, регламентирующий космическую деятельность, предусматривает обязательное страхование ответственности перед третьими лицами, персонала и инфраструктуры пока только в декларативном порядке, так как не подкрепляется соответствующими нормативными актами.
Законопроект, разработанный и переданный в Государственную думу совместно Росавиакосмосом и Ассоциацией космических страховщиков, в котором предусматриваются меры по совершенствованию экономической защиты космической деятельности, прошел с 1996 г. всего одно чтение. Остается надеяться, что понимание государством проблемы экономической защиты в сфере космической деятельности будет способствовать преодолению несоответствия между законом и реальностью.

2. Прошедший год характеризовался дальнейшим расширением спектра страховых услуг в сфере космического страхования. Так, страховая группа «Мегарусс» выступила с новым страховым продуктом (как известно, группа впервые с 1995 г. в России ввела практику разработки и реализации консолидированной программы управления рисками по каждому космическому проекту. Новизна продукта заключается в факте страхования гражданской ответственности перед третьими лицами не только вне штатных полей падения (т.е. в соответствии с Конвенцией 1972 г.), но и в самих полях падения отделяющихся частей ракет при аварийных запусках. «Ноу-хау» оказалось успешно проверенным на практике. В результате нештатного запуска РН «Зенит» с двенадцатью КА «Глобалстар» и падения их фрагментов бып нанесен ущерб лесам Хакасии и Алтая. Благодаря грамотному взаимодействию СГ «Мегарусс», брокера «Sedgwick» и ведущих андеррайтеров Лондонского рынка — синдикатов Ллойд (Federal insurance company, Westminster Aviation Insurance Group, Blockback insurance services) удалось создать в мировой истории космического страхования прецедент выплаты страхового возмещения при аварийном запуске в полях падения на суше, что имеет для России, космодромы которой находятся в континентальной части земной поверхности, а не на побережье океанов, первостепенное значение.
Услуги по страхованию носят комплексный характер. Это стало возможным в результате перехода от страхования единичных разрозненных рисков к страхованию консолидированному по видам и пакетному по количеству рисков космической деятельности. Такой подход был реализован в прошлом году в форме генеральных полисов по соответствующей классификации, что позволило снизить страховые ставки в среднем на 10-15%. Ярким примером экономической выгоды такой позиции для страхователей явился факт сохранения до конца 1999 г. ставки на запуск РКН «Протон» в размере 9,8%, несмотря на два аварийных пуска за год, в то время как по части страхового размещения 51-го запуска «Ариан-4» (после пятидесяти успешных подряд) ставка составила 25%.
Необходимо отметить, что тенденция расширения спектра страховых услуг в сфере космического страхования в прошедшем году характерна только для России. На мировом страховом рынке она носит противоречивый характер, достаточно отметить уменьшение периода страхования функционирования КА на орбите (при его запуске) в среднем с 5 до 3 лет.

3. Прошедший год завершился выраженным ростом ставок на мировом страховом рынке. Величина ставок страхования зависит от двух факторов: от баланса доходов и потерь страховщиков, а также от объема предложений на страховом рынке.
По данным международных источников, ставка по наиболее распространенной в мире услуге по страхованию — запуск плюс 6 месяцев функционирования на орбите за последние 10 лет в среднем составляет 16,3%. В 1989 г. она составляла 20,7%, затем в течение 7 лет она стабилизировалась на уровне 16-18%, после чего, начиная с 1996 г., наблюдалось ее дальнейшее падение. В данном случае речь идет о среднегодовых ставках страхования. В то же время «разовые» ставки страхования собственно запусков носителей существенно отличаются и зависят от надежности носителей. Предпочтение отдается таким носителям, как «Союз», «Ариан», «Атлас», «Дельта», «Протон». Мировой страховой рынок считает, что РН «Союз» имеет коэффициент надежности 0,98, следующие три носителя — 0,96, «Протон» — 0,92. «Пегас», «Зенит» и «Великий поход» в пределах от 0,79 до 0,86. До аварии 8 сентября 1998 г. РН «Зенит-2» ставка страхования по программе «Си лонч» (запуск плюс три года функционирования на орбите) составляла 15,5%, после аварии — почти 20%. Авария РН «Зенит-2» при запуске КА «Айко» 12 марта 2000 г. сделала страховую ставку по данному типу носителя трудно предсказуемой.
1998 год стал годом разочарований для страхового рынка. Сумма убытков (примерно 1,9 млн долл. США) значительно превысила сумму собранной страховой премии (700 млн долл. США). Одной из причин этого было необоснованное снижение страховых ставок. Впервые за многие годы ставки премий стали менее 10% по страхованию запуска и ввода спутника в эксплуатацию. Для большинства экспертов стало очевидно, что страховщики не смогут долго поддерживать этот уровень ставок. И после аварий ракет-носителей «Атена», «Дельта-3», «Протон», «Космос» (а также двух аварий РН «Титан-48», которые не были застрахованы) андеррайтеры приняли решение о повышении ставок. Подтверждением этого явилось уже отмечавшееся выше страхование 51-го запуска РН «Ариан-4».
Вторым фактором, приведшим к снижению ставок, было появление новых операторов на страховом рынке. Новички в целях повышения своей конкурентоспособности были вынуждены снизить ставки, чтобы получить свою долю в бизнесе. Ввиду этого особое значение приобретает понимание страхователем, что очень легко и просто разместить риски у страховщиков и перестраховщиков, которые имеют низкую надежность. Однако уже отмечались прецеденты, когда не выплачивалось страховое возмещение при подобном распределении.

Вместе с тем необходимо отметить, что тенденция роста ставок на мировом рынке в прошлом году практически не коснулась России. Это объясняется следующими причинами:
• во-первых, наиболее существенный рост ставок наблюдался в страховании запусков и функционирования космических аппаратов на орбите и значительно в меньшей степени при их производстве, предстартовой подготовке ракетно-космической техники, а также гражданской ответственности перед третьими лицами. Эпизодический характер страхования рисков при производстве КА, а также этапа их функционирования на орбите в прошлом году не оказал существенного влияния на рост страховых ставок в среднем по всему спектру космического страхования;
• во-вторых, применение страховой группой «Мегарусс» страхования консолидированного по видам и пакетного по количеству рисков космической деятельности, которой принадлежит лидерство именно в страховании предстартовой подготовки и запусков, позволило удержать ставки в течение года на уровне предыдущего;
• в-третьих, появление в секторе страхования рисков космической деятельности нескольких новых страховых компаний, стремящихся к диверсификации своего бизнеса.
Вместе с тем ясно, что эти причины носят временный характер, и с большой долей вероятности можно предположить о неизбежном повышении ставок в ближайшем будущем.
Подведя итог анализу страхования рисков космической деятельности в России, необходимо отметить, что в целом ситуация не благоприятна для страхователей в связи с увеличением ставок на мировом страховом рынке вследствие аварийных запусков и прекращения функционирования космических аппаратов на орбите.
Емкость страхового рынка более не увеличивается, в то время как специализирующиеся в этом секторе страхования страховщики несут большие убытки. Вместе с тем выполнение в прошлом году всех своих обязательств российскими страховыми компаниями, а также расширение ими спектра предоставляемых страховых услуг, использование опыта международного страхового рынка с учетом национальной специфики позволяют надеяться на дальнейшее развитие страхования космической деятельности.

Александр ЦЫСЬ, председатель правления Ассоциации космических страховщиков
Даниил ТАБАЕВ, председатель Временной комиссии Совета Федерации по защите интересов субъектов РФ, юридических лиц и граждан от неблагоприятных последствий ракетно-космической деятельности
(статья приведена без таблицы и диаграмм)


  Вся пресса за 26 июня 2000 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Выплаты, За рубежом, Космическое страхование

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Текущая пресса

22 ноября 2024 г.

SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO

ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО

Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы

Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями

РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch

NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника

ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик

РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата

rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове

Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе

Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться

ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей

Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты

Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям


  Остальные материалы за 22 ноября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт